Леонид Осипович Утёсов – легенда советской эстрады, артист, ставший символом целой эпохи нашего кино, человек щедрой души и невероятного обаяния. Ему первому из эстрадных исполнителей было присвоено в СССР звание «народный». А еще у него было другое, негласное, звание — «маршал советской эстрады».

При рождении имя у Утесова было другое — Лазарь Вайсбейн. Родился мальчик в Одессе в 1895 г. в семье коммерсанта, но когда вырос, предпочел карьеру артиста. В самом начале сценической карьеры молодому человеку посоветовали придумать псевдоним. Имя Лазарь юноша сменил на Леонида, а вот новую фамилию придумал не сразу. «Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Что же есть на земле выдающееся? — думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной. — Боже мой, — подумал я, — утёсы!", - вспоминал артист.

В 1929 г. Утесов организовал первый в стране джаз-оркестр «Теа-джаз», который с успехом гастролировал по стране. Но настоящая оглушительная слава ждала Утесова и его музыкантов в 1934 г. после выхода на экраны первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята». Утесов исполнил в фильме главную роль, его партнершей была Любовь Орлова.

Позднее «Теа-джаз» получил название «Государственный эстрадный оркестр РСФСР». С тех пор вся его жизнь оказалась связанной с этим оркестром. Почти пятьдесят лет Утесов оставался музыкальным руководителем этого коллектива и объездил с ним всю страну.

70-летний юбилей Утёсова состоялся в Куйбышеве. В этом городе жил друг юности Утёсова, народный артист России Георгий Михайлович Шебуев, родом он был из Одессы, и там они в Одессе оба выступали на различных площадках.


Прошло много десятилетий до их следующей встречи. Только в Куйбышеве Шебуев снова увидел Леонида Осиповича на юбилее. Вот его впечатления: «Мне показалось, что Утёсов шел медленно, что походка его нетверда, лицо его казалось усталым, сильно постаревшим… Он пел сидя, беседуя в короткие перерывы между песнями с сидящим рядом юным конферансье, и можно было подумать, что это — необходимые ему передышки перед следующей песней. Возможно, что кое-кто среди зрителей обменялся мнениями, что вот, дескать, и Утёсов уже „не тот", и поет уже сидя, не может стоять у микрофона каких-нибудь двадцать минут — тяжело ему! Заканчивая первое отделение, Утёсов вышел на авансцену и спел с большим подъемом песню: "Как ротный простой запевала, я шел с ней сквозь ветер и дым, а голоса коль не хватало, я пел ее сердцем своим…" А дальше случилось то, чего никто не ожидал. Оказалось, что все мы, зрители, бессовестным образом обмануты. Нас разыграли. Мы были обмануты хитрым мистификатором, злостным „симулянтом" своей старости — Утёсовым! Свой первый же номер во втором отделении „Песню американского безработного" он исполнил с огромной выразительной силой… Но главный сюрприз был впереди — Утёсов показал нам пародийную сценку-диспут на тему: где и когда родился джаз… Утёсов утверждал и при активном участии джаза „доказал", что джаз родился в Одессе, на еврейской свадьбе в середине прошлого столетия. Стоя к нам спиной, с предельным неистовством дирижировал. Сначала задвигались его плечи, потом ноги, и он с привычной легкостью затанцевал. Даю честное слово, он танцевал, и когда обернулся к нам лицом, мы увидели того Утёсова, молодого, гомерически жизнерадостного".

"Утесов раздвигал границы произведения, извлекал скрытую в нем парадоксальность. Он любит это делать и в жизни и на сцене, — пишет Л. Булгак. — Однажды, в шестидесятых годах, в Куйбышеве, Утесов вел первое отделение концерта сидя. В антракте среди публики можно было слышать сожаления по поводу его немощи. Каково же было всеобщее удивление, когда во втором отделении Леонид Утесов стал лихо отплясывать. Зрители поняли, что его «сидение» просто острота мастера.

Леонид Утесов не раз приезжал в Куйбышев с концертами, выступал и в клубе авиационного завода "Родина". Руководителю духового оркестра клуба Григорию Галочкину во время войны Утесов помог с приобретением инструментов. Весной 1943 года Галочкин собрал оркестр и полетел за помощью в Москву к Леониду Утесову, а вернулся из столицы с музыкальными инструментами! Так сильно было слово мастера.


Фотографии из архивов