Григорий Петрович Галочкин
Григорий Петрович Галочкин - старейший самарский джазовый музыкант. Его вклад в джазовую жизнь Куйбышева-Самары грандиозен. Не зря его в джазовых кругах в шутку называют «дедушка самарского джаза».

Вначале 30-х годов Григорий Галочкин учился играть на домре в музыкальной школе, и однажды его игру услышал российский виртуоз-балалаечник и руководитель Государственного оркестра народных инструментов Николай Осипов. Он и порекомендовал талантливому мальчику не останавливаться и поступать в консерваторию. Вступительные прослушивания в Ленинграде Григорий Галочкин в 1937 году успешно прошел, но студентом не стал, судьба распорядилась иначе. Затем был Куйбышевский индустриальный институт, работа инженера, преподавателя и директора техникума. Но музыка всегда оставалась рядом.

Начав с домры в музыкальной школе, Галочкин позже самостоятельно освоил саксофон и несколько других музыкальных инструментов. В том числе и банджо – национальный инструмент американских негров.

Многие годы в Клубе железнодорожников существовал оркестр народных инструментов, руководимый замечательным музыкантом и педагогом Александром Ивановичем Алло. В этом оркестре в то время играло много молодых ребят, уже «заболевших» джазом. Однако, джазовыми инструментами они тогда еще не владели, да и приобрести их тогда в Самаре было проблематично. А играть очень хотелось! Тогда вспомнили, что есть такой чисто джазовый инструмент – банджо. Освоить его для струнника – без проблем. Но где достать банджо нескольких модификаций и в необходимом количестве? И все-таки нашелся в Самаре музыкальный мастер Пугачев, который взялся изготовить для клуба комплект инструментов – 3 банджо прима, 2 банджо альт, банджо бас и банджо аккомпанемент. Инструменты получились не хуже фирменных.
В конце 1936 года ансамбль полностью сформировался. В его состав вошли: Григорий Галочкин, Владимир Сейбель, Петр Лачугин, Владимир Гришанин, Николай Аристов, Алексей Мадонов, Анатолий Сесоров, Юрий Сафонов, Александр Коротков, Михаил Гузанов. Вокальные партии исполняли солистки Вера Вдовенко и Нина Исаева. Руководство ансамблем взял на себя Григорий Галочкин, он же и делал большинство аранжировок для оркестра.

Репертуар был довольно разнообразным – популярные песни тех времен: «Прощальная комсомольская», «Марш» из к/ф «Веселые ребята», мелодий из к/ф «Цирк» и т.п. Было много популярной танцевальной музыки тех лет – танго, фокстроты, вальсы. Поскольку оркестр базировался в Клубе железнодорожников, в репертуаре было много произведений с железнодорожной тематикой.

Первый концерт оркестр дал на сцене клуба в конце 1936 года и был очень тепло встречен публикой.
Летом 1937 года Управление дороги организовало оркестру гастрольную командировку по станциям Куйбышевской железной дороги. Оркестр проехал от Самары до Уфы, останавливаясь и давая концерты на крупных станциях – Кинель, Абдулино, Аксаково, Чишмы. От Уфы направились на Ульяновск, дав концерты в Бугульме, Нурлате, Мелекессе (ныне Димитровград). А из Ульяновска, через Инзу, Сызрань и Чапаевск прибыли домой.

На всех станциях концерты оркестра прошли с большим успехом, но многим музыкантам хотелось играть в настоящем джазе, они стали осваивать саксофоны и кларнеты. Доукомплектовать оркестр ритм-группой, парой труб и тромбоном не составило большого труда. Таким образом, в городе появился новый джаз. Руководить оркестром был приглашен скрипач Игорь Бирмак, руководивший оркестром в к/т «Художественный». Оркестр начал обслуживать танцевальными и концертными программами городские санатории и дома отдыха на Поляне им. Фрунзе.

В 1940 году Галочкин создал первый и единственный в истории Самары женский эстрадный оркестр. Уникальный коллектив готовился к поездке в Москву на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности министерства железнодорожного транспорта. Но творческой карьере этого оркестра тогда помешала война. 22 июня застало музыкантов в зале на генеральном прогоне концертной программы. Поездка в Москву была, разумеется, отменена, оркестр распущен, а в фойе клуба им. Революции 1905 года (нынешний Пушкинский дом) вскоре разместили на жительство семьи рабочих эвакуированных в Куйбышев военных заводов.
В 1943 году Григорий Галочкин организует эстрадный оркестр авиационного завода. Директор предприятия Александр Белянский поручил ему собрать музыкальный коллектив. Заводской профком каким-то чудом смог раздобыть музыкальные инструменты. Первые репетиции шли в небольшой комнате деревянного барака в поселке Юнгородок, а позже в заводской прачечной, которая затем была перестроена под клуб. Оркестр быстро завоевал в городе популярность, став эстрадно-джазовым оркестром клуба «Родина» на долгие годы.
В середине 60-х Григорию Петровичу стало сложно совмещать основную преподавательскую и административную работу с руководством большим музыкальным коллективом. Роль лидера оркестра в разные годы брали на себя трубач Геннадий Николаев и один из лучших тромбонистов города Михаил Гуревич. В 1987 году руководителем коллектива стал известный саксофонист Вадим Ласалкин.

В творческой биографии Григория Петровича было немало интересных встреч. В начале войны ему довелось подменять заболевшего саксофониста в знаменитом биг-бенде Александра Цфасмана. Оркестр в 1941 году был эвакуирован из Москвы и какое-то время работал в Куйбышеве. В гостях у музыкантов оркестра клуба «Родина» бывали Леонид Утесов, Эдди Рознер, Юрий Саульский.
Одна из таких встреч выявила еще и другой талант Галочкина- инженера. На концерте биг-бэнда Олега Лундстрема Григорий Петрович был очарован звучанием редкого тогда инструмента – вибрафона. В оркестре Лундстрема был вибрафон немецкого производства, и Олег Леонидович сказал, что отечественная промышленность делать такие еще не научилась.

Это задело самолюбие Куйбышевского музыканта – инженера. В 1964 году Григорий Галочкин представил Олегу Лундстрему вибрафон собственного изготовления. Музыкальные позывные Куйбышевского радио были записаны на этом уникальном инструменте. Сохранился официальный документ с печатями и подписями Олега Лундстрема вместе с ведущими музыкантами оркестра. Все они подтвердили, что опробованный инструмент может быть приравнен к американским вибрафонам, во многом превосходит инструменты, ввозимые из Германии, а также может рекомендоваться в качестве образца для производства вибрафонов в нашей стране. Этот уникальный куйбышевско-безымянский» инструмент позже постоянно звучал на концертах оркестра клуба «Родина».
Затем он два года «гостил» в Саратовской консерватории, откуда был срочно возвращен в Самару, где понадобился на авторском вечере народного артиста СССР, композитора Андрея Эшпая, – другого инструмента в городе просто не было. А мелодия, долгое время звучавшая как музыкальные позывные Куйбышевского радио, также была записана на этом вибрафоне. Уникальный инструмент до сих пор хранится дома у его автора и ветеран иногда на нем играет. Кстати, при упоминаемой встрече с Олегом Лундстремом в 1964 Галочкин попутно отремонтировал немецкий вибрафон его оркестра - была изготовлена и заменена одна из звуковых пластин.
Фотографии из архивов