Игорь Сергеевич Вощинин
Игорь Сергеевич Вощинин — легенда самарского джаза и джазовой журналистики. Не побоимся, и с уверенностью скажем, что больше Игоря Сергеевича о куйбышевском — самарском джазе не знает никто.
Игорь Вощинин коренной самарец. Знакомство с музыкой началось еще в детстве, когда его мама купила подержанное пианино и отвела сына на прослушивание в музыкальную школу.

В своей книге «Джаз и Мы» Игорь Сергеевич пишет:

«С возвращением папы (с фронта) и нам, естественно, жить стало намного легче. И в 1964 - мама рискнула достать заначку «на черный день», что хранилась с военных лет, что-то еще наскребла и купила по случаю старенькое обшарпанное пианино «Красный Октябрь». Маме я благодарен по сей день, хотя лишь много лет спустя осознал всю значимость для меня этого ее поступка. У мамы не было цели сделать из сына музыканта. Она просто хотела, чтобы у ребенка были разносторонние интересы, знания и умения, и, купив пианино, она отвела меня в музыкальную школу.
На прослушивании я храбро спел детскую песенку про куклу, а при тестировании продемонстрировал отменный музыкальный слух, память, а также чувство ритма, и меня приняли».

Классическая музыкальная школа не всегда дает простор для творчества и самовыражения. А юный Игорь Вощинин уже в 4 классе стал подбирать на слух свои любимые пьесы. В 12 лет, параллельно с обучением в классической музыке Игорь Сергеевич стал пианистом-солистом при ОДО, а в девятом классе уже играл в оркестре индустриального института. Этот факт вызвал негодование педагога по классическому фортепиано.

«Эстрадно – джазовую музыку эта моя преподавательница музыкой не считала. Она считала ее антимузыкальным хулиганством. В итоге был серьезный разговор у директора. И исключением из музыкальной школы дело не кончилось только потому, что музыкальную школу я уже заканчивал – готовился к выпускному экзамену, — пишет Игорь Вощинин. — К выпускному экзамену я готовил Баха, Чайковского, Клементи, Шумана. А на сцене ОДО играл практически запрещенные пьесы Цфасмана, а также придуманную мной самим «Фантазию на темы популярных мелодий», в которой звучали подобранные на слух и «оджазированные» фортепианные версии модных эстрадных песен и танцев».

Молодой Игорь Вощинин обладал великолепным музыкальным слухом и памятью. Он прекрасно подбирал самые современные эстрадные произведения. А это было не так просто в то время. Не было возможности по несколько раз останавливать запись на магнитофоне и подбирать композиции. И конечно, не существовало никаких специальных программ для транскрибации, которые сегодня значительно облегчают жизнь музыкантам. Но когда искренне влюблен в музыку, значит, ты готов преодолеть любые сложности.

Жил тогда Игорь Сергеевич рядом с легендарным «треугольником» – тремя центральными кинотеатрами города. По детскому билету днем он ходил на показ и слушал сопровождающую музыку фильма, а потом бежал домой и подбирал произведение.

«Иногда в кино за одной и той же мелодией приходилось бегать по два — три раза. Зато потом на концертах я играл музыку из фильма, который еще не сошел с экрана. И это приводило моих слушателей в особый восторг», — рассказывает Игорь Сергеевич.


В девятом классе Игорю Вощинину посчастливилось заменить на нескольких выступлениях пианиста в бенде, которым руководил легендарный трубач Юрий Яковлевич Голубев. В один день было запланировано четыре выступления.
Игорь Сергеевич рассказывает, что поначалу очень волновался и от волнения не видел нот. Но на втором выходе на сцену уже перестал так трястись.
«В конце вечера ко мне подошел Юрий Яковлевич с нотной папкой и сказал: «Чтоб через три дня все отлетало от пальцев!» Так я оказался в легендарном самарском бенде», — из книги «Джаз и Мы».
За свою музыкальную карьеру Игорь Сергеевич играл в любительских и творческих коллективах города, работал в различных профессиональных ансамблях и оркестрах, в том числе несколько лет в лучшем тогда в Куйбышеве эстрадно-джазовом оркестре клуба им. Дзержинского, а также в кинотеатрах «Молот» и «Первомайский».

«Был и ансамбль в ресторане «Гранд Отель». Причем из последнего пришлось в 1956 году увольняться, т. к. работа советского студента-комсомольца в кабаке считалась категорически недопустимой. Я был предупрежден о предстоящем исключении из комсомола за моральное разложение, а вслед за этим обязательно последовало бы и отчисление из института. Без комсомола я бы, наверное, прожил, но терять учебу в институте, в который поступил, пройдя солидный конкурс, мне как-то совсем не хотелось. Но таковы тогда были моральные нормы, и пришлось чем-то жертвовать», — рассказывает Игорь Сергеевич.
Первый президент джаз-клуба

Карьеру пианиста Игорь Сергеевич завершил в 60-х годах. Но с джазом не расставался ни на минуту.
В 1962 году он стал первым президентом городского джазового клуба Куйбышева. Идея создать в нашем городе джаз-клуб появилась еще в конце 50-х: на лавочке в Струковском парке, где ее активно обсуждали музыканты-джазмены.

В 1962 году был организован Городской Молодежный Клуб (ГМК -62). Это было объединение по интересам, в него входили художники, фотографы, врачи, работал дискуссионный клуб «Колокол», проводились диспуты на довольно смелые темы, в том числе про джаз.
И конечно, неотъемлемой частью ГМК-62 стал джаз-клуб.
Его первым президентом избрали Игоря Сергеевича Вощинина.
В этом же году, впервые в истории города Куйбышева прошел первый джазовый концерт на центральной площади. Легендарным событием 62 года стало проведение первого джазового фестиваля.
«Мне, как президенту джаз-клуба довелось тогда, быть председателем оргкомитета фестиваля, который вскоре стал очень престижным во всей стране. В те годы партийных идеологов, главных «разрешителей всего и вся», пугало даже само непонятное им слово: почему фестиваль, почему не просто концерт? Но интерес к джазу в городе тогда был огромным – волна битломании и поголовного увлечения рок-музыкой придет несколько позже. В Первом фестивале приняло участие 20 оркестров и ансамблей, а шел он пять дней. Билеты на все концерты были моментально раскуплены, хотя три из них проводились в ДК «Металлург» и только два были допущены на сцену филармонии. Первый фестиваль был городским, а со второго он стал практически всесоюзным», — пишет Игорь Вощинин.

Профессиональная жизнь Игоря Сергеевича очень многосторонняя. Он не только музыкант, но и инженер-строитель. Двадцать лет возглавлял один из крупнейших НИИ Самары и три года руководил строительными проектами в Ираке.

Также на протяжении всей жизни Игорь Сергеевич работает журналистом.
Несколько десятков лет он фактически единственный человек в нашем городе, кто собирает, хранит и публикует материалы про джазовую культуру Самары. Его статьи выпускались в: «Свежая газета «Культура», «Волжская коммуна», «Самарские известия», «Числа», «Репортер», «Волжский комсомолец», «Самарское обозрение», журнал «Performance» и в других изданиях. Опубликована не одна тысяча материалов. Более того, Игорь Сергеевич продолжает писать о джазе и сегодня.

Под его авторством вышло несколько изданий единственной в своем роде книги об истории самарского джаза: «Джаз и мы. Самарские синкопы», «Джаз в Самаре: вчера и сегодня». Последнее переиздание состоялось в 2022 году, в год столетия российского и 60-летия самарского джаза.
На протяжении 24 лет Игорь Вощинин был радиоведущим и автором легендарной передачи «Вот вам джаз». Сначала эфиры шли на волне «Самара Максимум», потом на радио «Губерния». Всего вышло около 1500 передач. Игорь Сергеевич рассказывал об истории мирового джаза, а также обсуждал с ведущими джазовыми музыкантами проблемы и перспективы жанра. Все выпуски хранятся в открытом доступе в группе в ВК Вот вам джаз! Архив радиопередач Игоря Вощинина.

Экспозиция «История отечественного джаза в Самаре»

Летом 2022 года, в честь 100-летия российского и 60-летия Самарского джаза прошла интерактивная экспозиция «История отечественного джаза в Самаре».
Игорь Сергеевич сыграл ведущую роль в создании экспозиции.
Он выступил главным автором и редактором проекта.

Именно его перу принадлежит содержание всех выставочных стендов, которыми любовались тысячи самарцев на протяжении двух месяцев.
Благодаря, такому трепетному отношению о легендарных музыкантах и событиях джаза узнали тысячи людей.
Символично, что экспозиция «История отечественного джаза в Самаре» прошла в юбилейный год в Струковском саду. Там, где 60 лет назад зародилась и стала реальностью идея о создании джаз-клуба в Куйбышеве.

Мы благодарим Игоря Сергеевича за его потрясающий труд и преданность любимому делу. Без сомнений, Игорь Сергеевич – уникальный человек, внесший неоценимый вклад в развитие джаза всей страны.
Фотографии из архивов