Джаз в кинотеатрах Самары
и Куйбышева
В 30-40 годы в Самаре, а после переименования - в Куйбышеве почти во всех кинотеатрах перед началом вечерних сеансов зрителям предлагался получасовой эстрадный концерт. Поэтому многие самарские кинотеатры были укомплектованы джазовыми и полусимфоническими оркестрами, порой очень даже неплохими, как говорили очевидцы.

Одним из них был оркестр Валентина Спориуса, который в 1935-38 годах играл перед сеансами в кинотеатре "Фурор" на ул. Садовой. Кинотеатр был открыт в 1914 году, а в 1950-х годах переименован в «Первомайский». Сейчас по этому адресу находится театр «Самарская площадь».

В составе оркестра Валентина Спориуса играли: С. Исаев (скрипка), С. Веретенников (труба), братья П. и В. Кулагины и другие. Партию 1-го саксофона играл сам руководитель. Вокалистом в оркестре был Н. Староквашев — отец известного музыканта и руководителя самодеятельных оркестров Альберта Староквашева. Сохранилось даже фото этого коллектива. В сети, на некоторых порталах опубликована ошибочная информация, которая гласит, что фото принадлежит коллективу Валентина Парнаха, его «Джаз-Банду». Валентин Парнах — танцор, поэт, который в 1922 году привез в Россию джаз.

Конечно, на фото не «Джаз-Банд» Парнаха, а куйбышевский оркестр Валентина Спориуса. Вот как комментирует публикацию главный редактор портала «Джаз.ру» Кирилл Мошков: «Никакой это не Парнах и не "Джаз-Банд". Это оркестр Валентина Спориуса, который в 1930-е годы играл в Куйбышеве (Самара) перед сеансами в кинотеатре "Фурор" (позже - "Первомайский"). Снимок сделан в 1937 году. Факт подтверждён ведущим самарской джазовой радиопрограммы Игорем Вощининым, который в этой ложной атрибутизации долго разбирался».
Помимо работы в "Фуроре", оркестр часто выступал с концертными программами в клубах и парках города и на летних танцплощадках. В репертуар оркестра, помимо чисто джазовых шлягеров, входили эстрадные новинки тех времен, песни советских композиторов, модные танцевальные мелодии. Выступления оркестра пользовались заслуженным успехом.

В 1940-50х годах оркестры играли в кинотеатрах «Художественный» и «Молот», "Культкино" на углу улиц Пролетарской и Московской (позднее переименованный в "Восток"). Был оркестр и в кинотеатре «Юность» (ул. Ново-Вокзальная). "Лабали" в основном Гленна Миллера.

Солисты и музыканты из кинотеатров часто переходили из одного состава в другой. К тому же в 1940 г. Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе Гастрольбюро Куйбышевской областной филармонии. В штат филармонии тоже перешли артисты, вокалисты и музыканты оркестров, работающие ранее в фойе кинотеатров «Художественный» и «Молот», джазовые музыканты из кинотеатров «Фурор» и "Культкино".

Новый танцевальный оркестр организовал в "Дзержинке" в 1950 году Юрий Голубев. Состав был небольшим: Ю. Голубев (труба), В. Силаев (тромбон), О. Томах, Ю. Выборнов (саксофоны), В. Зиновьев (аккордеон), Б. Кроль (ударные), Ю. Маршев (ф-но). Оркестр играл добротный джазовый репертуар, просуществовал в клубе два сезона, а затем перешел на работу в к/т "Молот", там он проработал десятка полтора лет, и "Молот" поэтому стал весьма престижным кинотеатром, хотя фильмы там шли "вторым экраном", премьеры проходили в "Художественном. Многие зрители шли туда, чтобы лишний раз послушать прекрасно звучавший "голубевский" оркестр с самым модным репертуаром.

После ухода "голубевского" оркестра из "Дзержинки"свободная ниша была тут же заполнена новым оркестром, созданным В. И. Ефимовым. В составе его были так же, в основном, профессиональные музыканты, широко известные в Самаре: А. Веретенников, В. Ефимов, И. Антонов(саксофоны), В. Жиляев, В. Ерастов (трубы), А. Волганов(тромбон), И. Стелинговская (аккордеон),Е. Шор (рояль),Б. Кроль (ударные), П. Рябинкин (контрабас). В в репертуаре этого оркестра было больше эстрады, чем джаза. Весной 1953 года оркестр перебрался на профессиональную работу в к/т "Художественный".

Спустя несколько лет Управление кинофикации, как говорят, из соображений экономии, из двух оркестров - кинотеатров "Ленинского комсомола" и "Художественный"- сделало один, который в течение ряда лет обслуживал оба кинотеатра. Музыканты бегали через дорогу в перерывах между выступлениями. Позже этот оркестр значительно сократили и он играл в к/т "им. Ленинского комсомола"вплоть до восьмидесятых годов. Состав оркестра и руководители с годами менялись, но один музыкант, А.Э. Сеницкий, проработал в этом оркестре бессменно около тридцати лет и последние годы руководил им. А в кинотеатре "Художественный" долгое время играл и пользовался успехом оркестр, руководимый Игорем Бирмаком.

Вспоминает историк джаза, пианист Игорь Вощинин:«Я же жил рядом с легендарным «треугольником», тремя центральными кинотеатрами города, и имел счастливую возможность, днем по десятикопеечному детскому билету сбегать на новый фильм и, прослушав сопровождающую картину музыку, дома подобрать ее на фоно. Случалось, я бежал к пианино, не дождавшись конца сеанса. Иногда в кино за одной и той же мелодией приходилось бегать по два-три раза. Зато потом на концертах я играл музыку из фильма, который еще не сошел с экрана. И это приводило моих слушателей в особый восторг».

Позже Игорь Вощинин вошел в состав оркестра в кинотеатре «Молот: «Хорошо, что меня Юрий Яковлевич Голубев подобрал и посадил вторым пианистом в свой оркестр в кинотеатре «Молот». В этом же оркестре играл и барабанщик Борис Комаров, музыкант, ставший подлинной легендой Куйбышева».