Публичный диспут «Джаз и ты»
Городской молодежный клуб ГМК-62 в начале 60-х был эпицентром всех молодежных активностей. Джазовая жизнь в городе кипела. Главным клубным делом был джазовый фестиваль, и под эгидой джаз-клуба он прошел в городе 24 раза. В апреле 1963 года состоялся первый jam-session, а в марте 1964-го джаз-клуб провел еще одну нестандартную акцию — публичный диспут «Джаз и ты».

Вот как о нем рассказывает пианист, историк джаза Игорь Вощинин.

"Тогда мы воспользовались приездом в Куйбышев композитора Дмитрия Кабалевского, участие которого придало диспуту особую остроту. Дмитрий Борисович пришел вместе с профессором Казанской консерватории, поэтому дискуссионность обсуждения гарантировалась. Ведущим же на сцене мы попросили быть худрука филармонии, пианиста Алексея Трифонова. И пришлось ему тогда совсем нелегко: диспут получился весьма горячим и эмоциональным. Он вообще стал событием, попавшим в историю отечественного джаза, в частности, в изданную в 1972 году монографию Алексея Баташева «Советский джаз». Небольшой зал Дома учителя был забит до отказа. Очень многие желающие так и остались на улице".


Автор этих строк открывал знаменитый диспут небольшим экскурсом в историю вопроса, а далее у микрофона начались жаркие споры.

"Спорить нам, молодым, с главным оппонентом, профессором консерватории, Героем Социалистического труда, народным артистом СССР, депутатом Верховного Совета и советским композитором-классиком, было, конечно, сложно, особенно в вопросах взаимовлияния джаза и академической музыки", - отмечает Вощинин.

Клубная акция вошла в историю и была даже упомянута в книге старейшины джазовой критики, историка и активного популяризатора джаза Алексея Баташева «Советский джаз».

На афише у Дома учителя было написано: «Если ты любишь джаз - приходи, если не любишь - приходи тоже». А над входом повесили транспарант – «Сегодня танцев не будет! Сегодня – диспут!». Билеты разобрали за две недели, и толпа у дверей была огромной. Диспут стал очень жарким. По острым вопросам – легкая ли музыка джаз, есть ли у джаза будущее, возможна ли джазовая трактовка классики - высказывались совершенно противоположные мнения, пишет Игорь Вощинин. Он же и стал главным оппонентом народного артиста СССР.

"Дмитрий Борисович вообще был великолепным собеседником и замечательным человеком, но здесь наши точки зрения кардинально разошлись. Весовые категории у нас, конечно, были разными. Он настаивал на том, что музыка Дунаевского и есть наш советский джаз, и не нужно ничего искать за океаном. Кабалевский уверял, что тезис о самостоятельности джаза как музыкального жанра - надуман, а джазовые интерпретации Баха и Чайковского – кощунство. Сегодня ответы на эти вопросы знает даже ученик первого класса музыкальной школы. Ответы дала сама жизнь. Но полвека назад спорящие так и разошлись, каждый при своем мнении", - рассказал Игорь Вощинин.

В газете «Волжский комсомолец» вышла по этому поводу статья Евгения Жоголева. "Автор отметил бойцовские качества Кабалевского, который уверял, что не следует идти американским путем, а пренебрегать творчеством Дунаевского – стыдно", - процитировал самарский историк джаза.