Вибрафон Григория Галочкина
Это история одного уникального инструмента. Единственного рукотворного вибрафона в России.
А создал его легендарный джазмен Самары-Куйбышева Григорий Петрович Галочкин. Это был выдающийся музыкант, руководитель уникальных оркестров, таких как Оркестр банджо и Первый женский джазовый оркестр. Григорий Петрович был не только музыкантом, но и инженером, что и помогло ему сконструировать великолепный инструмент.

Впервые вибрафон Григорий Галочкин услышал на концерте Олега Лундстрема. И был поражен его звучанием. Но выяснилось, что в Советском Союзе таких инструментов нет.

Вот как описывает в своей книге «Джаз в Самаре: вчера и сегодня» историк джаза, музыкант, журналист Игорь Вощинин историю создания вибрафона:

«На концерте биг-бенда Олега Лундстрема Григорий Петрович был очарован звучанием редкого тогда инструмента – вибрафона. В оркестре Лундстрема был вибрафон немецкого производства, и Олег Леонидович сказал, что отечественная промышленность делать такие еще не научилась. Это задело самолюбие куйбышевского музыканта – инженера.

В декабре 1964 г. при новой встрече в Куйбышеве Галочкин продемонстрировал патриарху российского джаза вибрафон собственного изготовления.
Сохранился официальный документ с печатями и подписями Олега Лундстрема вместе с ведущими музыкантами оркестра, а также тогдашнего директора филармонии М. Блюмина и главного дирижера симфонического оркестра С. Дудкина.

Все они подтвердили, что опробованный инструмент может быть приравнен к американским вибрафонам. Он во многом превосходит инструменты, ввозимые из Германии, а также может рекомендоваться в качестве образца для производства вибрафонов в нашей стране».


Нам посчастливилось отыскать оригинал описания инструмента от Григория Галочкина.

Вот что пишет автор:

«В нашей стране вибрафоны не изготавливаются, а покупаются в зарубежных странах, главным образом в ГДР. Качество немецких вибрафонов находится на низком уровне, вследствие плохого и нестройного звучания звуковых пластин. Отсутствие отечественных вибрафонов не позволяет найти им широкое применение в музыкальной культуре нашей страны. Все это побудило к созданию улучшенной конструкции отечественного вибрафона». Куйбышевский вибрафон действительно превосходил по стройности и звучанию зарубежный. Григорий Галочкин писал, что достиг такого качества за счет правильного выбора параметров и геометрий звуковых пластин. Изготовлены пластины из недорогого дюралюминиевого сплава.

«…звуковые пластины зарубежных вибрафонов изготовляются из специальных засекреченных фирмой дорогостоящих сплавов», — пишет Галочкин. Более того, все вибрафоны имели диапазон в три октавы от «фа» до «фа». Вибрафон Галочкина сконструирован с диапазоном в три с половиной октавы от «фа» малой октавы до «до» четвертой октавы.

В документе сказано, что серийное производство предлагаемого вибрафона может быть осуществлено на Куйбышевском металлургическом заводе имени В.И. Ленина или на другом подобном заводе, или даже в учебных мастерских Куйбышевского авиационного техникума.

Куйбышевский авиационный техникум со своей стороны направлял в Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР заявку на выдачу авторского свидетельства на музыкальный инструмент вибрафон.

Как ваши вибрафонные дела?

Мастерство Григория Галочкина, как музыканта и инженера было признано на высшем уровне.

Легендарный джазовый музыкант Олег Лундстрем доверил в 1964 году Григорию Петровичу, отремонтировать вибрафон в своем оркестре. Была изготовлена и заменена одна из звуковых пластин, что само по себе является технически очень тонкой и сложной операцией.

А в 1965 году в оркестре Лундстрема появился новый вибрафон. Олег Леонидович приглашал Григория Петровича лично оценить инструмент и его «идеальные низкие ноты».

Вот что писал Олег Лундстрем:

«Уважаемый Григорий Петрович! Как мы с вами договаривались, сообщаю, что 5 февраля мы получили новый вибрафон с диапазоном от «фа» до «фа». Красавец, вибрафон. Он сконструирован немного иначе, чем мой старый. Удобней при сборке. Так что если вы будете в Москве и мы будем в это время дома, то дайте мне знать заранее, я вам его продемонстрирую. Вам будет очень интересно! Все низкие ноты звучат у него идеально.
В Москве мы будем весь апрель, а затем едем в Прибалтику. В марте мы будем в Ростове.
Как ваши вибрафонные дела?
Пока. Всего хорошего, до новой встречи.
С приветом. Олег Лундстрем».
Запорожье. 14 февраля 1965 года».

Вибрафон сегодня

Вибрафон Григория Галочкина постоянно звучал на концертах в ДК «Родина» (сегодня — Дом дружбы народов).
Затем он два года находился в Саратовской консерватории, откуда был срочно возвращен в Самару, где понадобился на авторском вечере народного артиста СССР, композитора Андрея Эшпая. Сегодня вибрафон стоит на балансе у Самарского муниципального духового оркестра.

Мы поехали посмотреть и послушать легендарный инструмент. Нас встретил руководитель оркестра Марк Коган и с удовольствием немного на нем сыграл. Все оригинальные технологии, которые создал Григорий Петрович, работают как часы. Вместе с вибрафоном сохранились оригинальные деревянные кофры и самые первые колотушки.

Семья Григория Галочкина бережно хранит фото и документальный архив музыканта. Сохранились не только официальные документы, но и чертежи, по которым Григорий Петрович создал инструмент.
Все чертежи в хорошем состоянии и по ним все еще можно создать еще один вибрафон Григория Петрович Галочкина.

О существовании уникального инструмента мы узнали в процессе подготовки интерактивной экспозиции «История отечественного джаза в Самаре». Проект стал победителем второго грантового конкурса Фонда президентских грантов на развитие гражданских обществ в 2022 году. Выставка посвящена 100-летию российского и 60-летию самарского джаза.
Экспозиция расположена в Струковском саду и продлится до 20 октября.