«Держи квадрат, чувак!» Помимо исполнительской деятельности, Николай Левиновский также выступал в качестве музыковеда и вел джазовую рубрику в нью-йоркской русскоязычной газете "Новое Русское Слово". Одна из его книг называется «Держи, квадрат, чувак!», и вот почему. Начинающим музыкантом Николай услышал это выражение от опытного лабуха. При заминке оркестра тот зарычал: «Держи, квадрат, чувак!»
«Что такое, какой еще квадрат? - я недоумевал. После того как мы закончили, он пояснил: «Никогда ни за кем не иди, а только держи квадрат, то есть форму пьесы. Если тема состоит из восьми тактов, играй все эти восемь тактов и вовремя бери все аккорды". Так я усвоил раз и навсегда основное правило джаза», - разъяснил Левиновский.
Он всегда подчеркивает, что прежде чем бросаться в эксперименты, настоящий джазмен должен уметь играть традицию:
"Сначала надо овладеть всеми теми богатствами, которые создало «джазовое человечество» до тебя. А там уж - экспериментируй, делай, что считаешь нужным, пробуй, ошибайся, иди дальше. Но при этом будь профессионалом! Если человек не знает основ, не умеет играть традицию, но при этом пытается одновременно на трех саксофонах изобразить какие-то новаторские изыски, я ему просто не верю!" Тур «Аллегро» по колхозам Самарской области
И напоследок курьез от Николая Левиновского, который не раз приезжал в Куйбышев и играл в стенах Аэрокоса (сегодня Самарский университет) и на других популярных джазовых площадках:
"Как-то в 80-х годах коллектив «Аллегро» приехал в Куйбышев. Между прочим, это джазовый город, там даже в советское время проводились джазовые фестивали, исполнялась джазовая музыка и была своя, подготовленная аудитория. Но местная филармония то ли по ошибке, то ли умышленно вместо того, чтобы предоставить зал в Куйбышеве, отправила нас по каким-то селам. И вот представьте, мы играем в каком-то колхозе, перед нами сидят милые женщины деревенского вида, которые о джазе представления не имеют, но им сказали, что в клубе будет концерт, вот они и пришли. А тут мы со своими саксофонами и трубами. Сначала они нас слушали с удивлением, потом с недоумением. Я как мог постарался ситуацию сгладить, изменил программу, мы сыграли несколько импровизаций, рожденных на ходу, на темы советских шлягеров. Но особого удовольствия от концерта наши слушательницы не получили, точно так же как и мы". (историю записал Александр Славуцкий для "
Музыкальных сезонов")