Николай Левиновский
Советский и американский джазмен, композитор и пианист, музыковед, член Союза композиторов СССР и джазовой федерации СССР. Создатель популярной в 80-е годы московской джазовой группы "Аллегро", в составе которой с 1983 по 1987 год выступал Игорь Бутман.

Николай Яковлевич Левиновский родился 14 декабря 1944 года в Саратове, окончил Саратовскую государственную консерваторию. В 60-е годы Николай Левиновский стал настоящим открытием на первых куйбышевских джазовых фестивалях. "Здесь (в Куйбышеве) Николай Левиновский проходил действительную воинскую службу и в солдатской гимнастерке и кирзовых сапогах выходил со своим ансамблем на сцену первых куйбышевских джазовых фестивалей. Поэтому у нас есть основания считать Левиновского своим", — пишет в своей книге «Джаз и мы. Самарские синкопы» журналист, музыкант и писатель Игорь Вощинин. В 1967 году ансамбль 22-летнего пианиста впервые вышел на куйбышевскую фестивальную сцену. По воспоминаниям самого Левиновского, он очень волновался и поэтому плохо помнит, как они играли. Но ансамбль выступил удачно и стал лауреатом фестиваля.

"Тогда, в угаре шумного успеха, я не осознавал всей важности случившегося, а между тем это было началом самоутверждения безвестного музыканта, до сих пор лишь сражавшегося за право быть самим собой" – напишет Николай Левиновский позже об этом событии в книге воспоминаний «Держи квадрат, чувак!».

В 1978 г. Николай основал собственный ансамбль "Аллегро", быстро завоевавший всесоюзную известность и на протяжении десятилетия бывший одним из лидирующих в творческом плане джазовых коллективов бывшего СССР. "Аллегро" был назван "Лучшим джазовым ансамблем СССР", а сам Николай четырежды был назван "Музыкантом года" в ежегодных опросах советских джазовых критиков. В Советской Музыкальной энциклопедии его имя указано среди композиторов, которые работают в области слияния русской музыкальной традиции и джаза.

Ансамбль "Аллегро" п/у Николая Левиновского принимал участие в международных джазовых фестивалях в Финляндии, Нидерландах, Франции, Германии, Индии, Югославии, Дании, Португалии, Шри Ланке и других странах, регулярно звучал по советскому радио и телевидению. Советская дискография Николая Левиновского включала восемь виниловых LP, разошедшихся тиражами в 40-50 тысяч экземпляров. Один CD -"Sphinx" - был издан также в США компанией Mobile Fidelity.

В 1990 г. Николай Левиновский переехал в США (Нью-Йорк),выступал с музыкальными проектами, среди которых был возрожденный "Аллегро", выступивший на фестивале джаза и блюза в Солт-Лейк-Сити, в Бостонском концертном зале им. Хэнкока и на джазовом фестивале JVC в нью-йоркском Линкольн-центре (1995).

Его оркестр из 17 музыкантов играл авторские сочинения Левиновского, в которых он соединяет свои русские музыкальные корни и современный джазовый язык. Оркестр успешно выступает в нью-йоркских джаз-клубах "Birdland", "Smalls", "Roberts", "Neo Lounge", а также в сериях концертов на открытом воздухе на манхэттенской Парк-Авеню. Сотрудничает с оркестром певица Кати Дженкинс (супруга Николая).

«Держи квадрат, чувак!»

Помимо исполнительской деятельности, Николай Левиновский также выступал в качестве музыковеда и вел джазовую рубрику в нью-йоркской русскоязычной газете "Новое Русское Слово". Одна из его книг называется «Держи, квадрат, чувак!», и вот почему. Начинающим музыкантом Николай услышал это выражение от опытного лабуха. При заминке оркестра тот зарычал: «Держи, квадрат, чувак!»
«Что такое, какой еще квадрат? - я недоумевал. После того как мы закончили, он пояснил: «Никогда ни за кем не иди, а только держи квадрат, то есть форму пьесы. Если тема состоит из восьми тактов, играй все эти восемь тактов и вовремя бери все аккорды". Так я усвоил раз и навсегда основное правило джаза», - разъяснил Левиновский.

Он всегда подчеркивает, что прежде чем бросаться в эксперименты, настоящий джазмен должен уметь играть традицию:

"Сначала надо овладеть всеми теми богатствами, которые создало «джазовое человечество» до тебя. А там уж - экспериментируй, делай, что считаешь нужным, пробуй, ошибайся, иди дальше. Но при этом будь профессионалом! Если человек не знает основ, не умеет играть традицию, но при этом пытается одновременно на трех саксофонах изобразить какие-то новаторские изыски, я ему просто не верю!"



Тур «Аллегро» по колхозам Самарской области

И напоследок курьез от Николая Левиновского, который не раз приезжал в Куйбышев и играл в стенах Аэрокоса (сегодня Самарский университет) и на других популярных джазовых площадках:

"Как-то в 80-х годах коллектив «Аллегро» приехал в Куйбышев. Между прочим, это джазовый город, там даже в советское время проводились джазовые фестивали, исполнялась джазовая музыка и была своя, подготовленная аудитория. Но местная филармония то ли по ошибке, то ли умышленно вместо того, чтобы предоставить зал в Куйбышеве, отправила нас по каким-то селам. И вот представьте, мы играем в каком-то колхозе, перед нами сидят милые женщины деревенского вида, которые о джазе представления не имеют, но им сказали, что в клубе будет концерт, вот они и пришли. А тут мы со своими саксофонами и трубами. Сначала они нас слушали с удивлением, потом с недоумением. Я как мог постарался ситуацию сгладить, изменил программу, мы сыграли несколько импровизаций, рожденных на ходу, на темы советских шлягеров. Но особого удовольствия от концерта наши слушательницы не получили, точно так же как и мы". (историю записал Александр Славуцкий для "Музыкальных сезонов")

Фотографии из архивов