Юрий Яковлевич Голубев
Юрий Яковлевич Голубев — известный самарский трубач, долгое время руководивший оркестром ГУВД в клубе им. Дзержинского. При нем этот оркестр стал знаменитым на весь город и продолжает сохранять традиции эстрадно-джазового биг-бэнда.

Юрий родился в 1921 г. в Самарканде, его мать была артисткой цирка, а отец играл на трубе и был дирижером оркестра цирка. Через два года семья переехала в Самару, на родину главы семьи Якова Ивановича, который стал активно готовить музыкальные кадры для духовых оркестров. В 30–50-е годы они существовали практически во всех клубах города. Детский духовой оркестр был даже при городском Дворце пионеров, которым одно время также руководил Яков Иванович. В шесть лет отец вручил Юре свою старенькую трубу, и тот стал играть в детских оркестрах, которыми руководил отец. Окончив школу, Юрий поступил в Москве в Гнесинское музучилище, но, проучившись два года, вернулся в Куйбышев и был призван на воинскую службу в ансамбль песни и пляски ПриВО. После завершения военной службы Юрий Голубев стал работать в оркестре кинотеатра "Триумф", позже кинотеатр назывался им. Ленинского комсомола, затем превратился в ресторан "Лурс" и был закрыт.

В сороковых годах Голубев стал трубачом в первом профессиональном эстрадно-джазовом биг-бэнде Куйбышева, который располагался в клубе имени Дзержинского. Оркестром руководил Моисей Зон-Поляков, а после его смерти Юрий Голубев, имевший в коллективе авторитет, стал руководителем.
В 1952 г. с частью музыкантов он перешел в созданный им же оркестр кинотеатра "Молот". Этот оркестр долгое время считался лучшим в городе. Кроме самого Голубева, в нем в разные годы играли отличные музыканты: барабанщики Борис Комаров, Борис Кроль и Эдуард Белтов, саксофонисты Виктор Казаков, Юрий Каленик, тромбонист Михаил Гуревич, контрабасист Борис Любимов. Многие из них позже руководили собственными оркестрами, а кого-то, как Каленика и Комарова, забрали с собой для работы в системе Росконцерта оказавшиеся в Куйбышеве на гастролях столичные ансамбли. Некоторое время в оркестре "Молота" играл подменным пианистом Игорь Вощинин. По его воспоминаниям, оркестр постоянно играл известные композиции американского джаза, такие, как "In The Mood", "Караван", "Звездную пыль", "Кариоку" и другие. Популярность оркестра была настолько велика, что летом у раскрытых окон фойе кинотеатра постоянно собиралась толпа слушателей, тем более, что "Молот" располагался прямо на модном тогдашнем куйбышевском "Бродвее". А зимой многие ходили в "Молот" исключительно "на Голубева": покупали самый дешевый билет в кино, слушали выступление оркестра и, очень довольные, уходили. Количество "кинослушателей" (а не кинозрителей) особенно увеличивалось, когда оркестр представлял новую программу. Позже Голубев ушел из Дзержинки руководить оркестром в клуб им. Революции 1905 г. (нынешний ДК ЖД им. Пушкина).

Кроме того, Юрий Голубев около 15 лет работал и первым трубачом симфонического оркестра областной филармонии. В городе Голубев всегда был нарасхват. Одно время Куйбышевский оперный театр для выполнения финансового плана стал по понедельникам проводить танцевальные вечера, на которые непросто было купить билеты. Для танцующей в фойе молодежи на антресолях играл оркестр, который собирал тот же Голубев. Оркестр комплектовался из разных музыкантов, которые были в этот вечер свободны, но звучал всегда безукоризненно. А биг-бендом клуба им. Революции 1905 г. Голубев бессменно руководил около 20 лет. Здесь он воспитал немало интересных музыкантов. Наиболее известны из них саксофонисты Юлий Горшенин и Геннадий Камардин, трубачи Юрий Власов и Ефим Коган, барабанщик Михаил Спекторов и другие.

А это исторические документы, которые хранятся сегодня в музее ГУ МВД РФ по Самарской области. Один из ценнейших экспонатов — автобиография Юрия Голубева, написанная им самим.
Фотографии из архивов